Здравствуйте Владимир!

В одном из своих ответов Вы ссылались на письмо Ю.И. Дешевых (№ 19-2-3-2855 от 19.07.2012г.). В нем предлагается в «...переходный период» требования к противопожарным расстояниям и проездам принимать по СНиП 2.07.01-89*.

Вопрос:
Указанный СНиП (его актуализированная редакция — СП 42.13330.2011) с 20 мая 2011г. не содержит упомянутых требований. В нем в главе 15 нас отсылают с ФЗ № 123. Подскажите, каким нормативным документом необходимо (на Ваш взгляд) пользоваться в настоящее время при принятии проектных решений по определению проездов для пожарной техники?

Александр

Здравствуйте Александр!

Действительно, согласно п. 15.1 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*»:
«Противопожарные требования следует принимать в соответствии с главой 15 «Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности» раздела II «Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов» Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ)».

Несмотря на то, что статья 67 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности из него исключена, требования к пожарным проездам и подъездным путям к зданиям и сооружениям указанным техническим регламентом все-таки установлены – пунктом 1 статьи 90:
«1. Для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство:
1) пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами;».

И, хотя статья 90 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности входит не в пятнадцатую его главу, а в девятнадцатую, требование есть и его необходимо выполнить. Устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники должно быть обеспечено.
А в п. 15.1 СП 42.13330.2011 нужно вносить изменения.

Проблема заключается в том, что Технический регламент более не содержит конкретных технических требований к устройству этих самых проездов и подъездных путей, а в нормативных документах по пожарной безопасности отсутствуют типовые технические решения для их проектирования.

В этой ситуации, видимо, следует считать, что для всех зданий и сооружений в этой части нормативные требования пожарной безопасности отсутствуют. А значит, руководствуясь пунктом 2 статьи 78 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, необходимо для всех зданий разрабатывать специальные технические условия.

Видимо, логика должна быть такой.
Бред! Не правда ли?

И вот, в этих условиях, г-н Дешевых Ю.И. предложил выход:
«… до внесения соответствующих изменений в действующие своды правил руководствоваться положениями статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»».

Читаем часть 1 статьи 151 Технического регламента:
«Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов…».
Каких технических регламентов? Чему они должны соответствовать? Технический регламент о требованиях пожарной безопасности и Технический регламент о безопасности зданий и сооружений уже вступили в силу! Требования к проездам и подъездам к зданиям и сооружениям могут быть установлены другими техническими регламентами?

Я думаю – бред какой-то…
Но лазейка дадена – ей можно пользоваться других альтернатив, кроме приведенных выше, у меня нет.

При этом, в письме от 19.07.2012. № 19-2-3-2855 г-н Дешевых Ю.И. имел ввиду именно СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а не его актуализированную редакцию.

СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» не отменен и продолжает действовать. Более того – включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р.

СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» содержит следующие требования к проектированию пожарных проездов и подъездов.

2.9*.
Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

Примечание*. К отдельно стоящим жилым зданиям высотой не более 9 этажей, а также к объектам, посещаемым инвалидами, допускается устройство проездов, совмещенных с тротуарами при протяженности их не более 150 м и общей ширине не менее 4,2 м, а в малоэтажной (2-3 этажа) застройке при ширине не менее 3,5 м.

6.19.
Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1*
Обязательное

2*. При проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение.

Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5 — 8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8 — 10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев.

Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.