Госдума приняла в окончательной редакции проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
В среду, 20 июня 2012 года, Государственная дума приняла во втором и третьем чтении законопроект № 606451-5 "О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в части совершенствования правового регулирования обеспечения пожарной безопасности с учетом практики применения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Информация об этом опубликована на сайте
Ознакомиться с текстом закона можно на сайте
Для читателей моего блога я подготовил измененную редакцию Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, с учетом вносимых в него изменений. Ее можно скачать в каталоге файлов.
Изменения сделаны в режиме рецензирования — так, чтобы можно было отобразить действующую редакцию либо измененную, а также видеть вносимые изменения. Для этого используйте панель инструментов «Рецензирование» MS Word.
Что нового?
Во-первых, по всему тексту Технического регламента удалили какие-то «строения», оставив только «здания и сооружения». Этому посвящена большая часть нового закона. Лучше б просто написали: «По всему тексту Федерального закона „Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“ слова „здание, сооружение и строение“ в соответствующих числе и падеже заменить словами „здание и сооружение“ в соответствующих числе и падеже».
Впрочем, «строения» удалили не везде: в пункте 36 статьи 2 оставили. Подозреваю, что это очередная техническая ошибка.
Определение термина «сооружение» исключено. Видимо, чтобы не вступать в противоречие с его определением в Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений.
Изменено понятие нормативных документов по пожарной безопасности.
Более внятно и, на мой взгляд — корректно, сформулирована область действия технического регламента в отношении объектов, построенных до его вступления в действие.
Условия обеспечения пожарной безопасности объектов защиты сформулированы, может быть, более недвусмысленно. Но суть от этого не изменилась. Мне кажется и до этого двусмысленнось части 3 статьи 6 технического регламента была надумана.
Теперь (после вступления в силу изменений) не будет требоваться расчет пожарного риска и для объектов, построенных до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Это, по-моему, уже перебор какой-то. Во-первых: к чему регулировать прошлые отношения? А во-вторых, он и без этого не требовался. Точнее, требовался только в одном случае — при отступлении от требований нормативных документов по пожарной безопасности (в соответствии с подпунктом м) пункта 26 Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87, а также пунктом 1.2 ГОСТ 12.1.004-91 и пунктом 4 ППБ 01-03).
Исправлен ряд неточностей в классификации взрывоопасных зон.
Исправлена неудачная, двусмысленная, формулировка одного из способов исключения образования источников зажигания.
Смягчена отсылка к СП 5.13130.2009 и СП 2.13130.2009, в части обязательности их соблюдения при выборе типов систем противопожарной защиты.
Исключена часть 1 статьи 61, которая практически предписывала оборудовать все, или большую часть зданий установками пожаротушения.
Отменена необходимость составления декларации пожарной безопасности на все многоквартирные жилые дома (на одноквартирные жилые дома она и раньше не составлялась).
Изменена формулировка (а также смысл) части 2 статьи 64 технического регламента таким образом, что я не уверен что понял ее правильно. Однако рискну предположить, что ликвидировано право собственника объекта декларировать несоблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (если такие требования к объекту установлены) и подтверждать обеспечение пожарной безопасности расчетом риска. Всех несогласных подводят к необходимости разработки СТУ? Добровольность применения нормативных документов по пожарной безопасности стала еще более иллюзорной?
Исключение части 3 статьи 64 ровным счетом ничего не меняет. Застройщик и проектировщик, как и ранее будут самостоятельно определять, кто же из них будет разрабатывать декларацию пожарной безопасности на объект капитального строительства.
Изменение редакции части 4 статьи 64, видимо, связано с отменой декларирования пожарной безопасности многоквартирных жилых домов.
Исключенная часть 5 статьи 64 и раньше нужна не была, поскольку не содержала никакой новой информации, которая не была бы указана в части 1 статьи 64.
Радикальным образом изменен порядок подачи декларации на вновь построенные объекты, а также в случае смены собственника объекта, изменения функционального назначения, либо после капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения. Сейчас декларацию необходимо подавать до ввода в эксплуатацию объекта защиты, а срок подачи декларации в случае изменения содержащихся в ней сведений не определен. После вступления в силу изменений декларация должна будет подаваться не до, а в течение одного года после ввода объекта в эксплуатацию либо изменении содержащихся в ней сведений.
Термин «пожаровзрывоопасный объект» заменен на «взрывопожароопасный объект».
Признана утратившей силу статья 67, устанавливающая требования к проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям.
Предлагается отнести к источникам наружного противопожарного водоснабжения противопожарные резервуары. Здравый смысл торжествует!
Изменены и исключены из технического регламента ряд требований к источникам наружного противопожарного водоснабжения. Требования к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов, жилых, общественных, производственных и складских зданий исключены также из приложения к техническому регламенту.
Исключено большинство требований к противопожарным расстояниям между зданиями и сооружениями. Требования к противопожарным расстояниям между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций исключены также из приложения к техническому регламенту.
Разрешено уменьшать расстояния от ряда производственных и складских зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска для производственных объектов. Рискну (прошу прощения за тавтологию) предположить, что в данном случае имеется в виду индивидуальный и социальный риски для людей, находящихся в селитебной зоне жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта.
Статья 72 технического регламента, содержащая требования к противопожарным расстояниям от гаражей и открытых стоянок до граничащих с ними объектов, а также таблица 16 приложения признаны утратившими силу. Это и правильно. Строго говоря, эти расстояния были установлены в СНиП 2.07.01-89* не из пожарных, а из санитарных соображений.
Признана утратившей силу статья 75, устанавливавшая требования к противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков.
Статья 82, устанавливающая требования к электроустановкам зданий и сооружений, дополнена требованием о необходимости обеспечения автономными резервными источниками электроснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей. Логика, которой руководствовался законодатель, когда дополнял именно этим требованием именно эту статью, мне непонятна. Также непонятно, почему указанное требование касается только объектов класса Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей. И зачем понадобилось частичное дублирование требования части 2 статьи 91 — тоже непонятно.
В статью 83 включено требование о необходимости вывода сигналов о срабатывании систем пожарной сигнализации в зданиях классов Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 на пульт подразделения пожарной охраны.
Кстати, требования, описанные мной в предыдущих двух абзацах настоящей статьи (часть 1 статьи 82 и часть 7 статьи 83), распространяются также и на объекты, запроектированные и построенные до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Зато исключено требование о необходимости установки пожарных приемно-контрольные приборы в помещениях с круглосуточным пребыванием дежурного персонала.
Еще одно требование, которое добавлено в статью 84 технического регламента, также распространяющееся на объекты, запроектированные и построенные до вступления его в действие: лечебные учреждения со стационарами должны быть оснащены средствами индивидуального оповещения пациентов. Видимо — браслеты или ошейники. Где-то я про это уже раньше слышал. Продавили-таки! «Стрелец»?
Исключено нелепое требование части 2 статьи 85, при буквальном прочтении которой следовало все здания и сооружения оборудовать системами приточно-вытяжной или вытяжной противодымной вентиляции. Также удалены одиозные части 4 и 5 статьи 85.
Вводится новое требование к пожарной опасности отделки наружных стен, а также фасадных систем зданий I – III степеней огнестойкости.
Теперь противопожарные стены смогут возводиться не только на всю высоту здания, но и до противопожарных перекрытий 1-го типа. Ура! Здравый смысл опять восторжествовал.
Исключено требование о необходимости блокировании лифтов с системами пожарной сигнализации и принудительном их направлении на основной посадочный этаж при срабатывании систем.
Претерпели изменения требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам:
— боюсь утверждать, но предполагаю, что цокольные этажи приравняли к надземным и сократили требования к эвакуационным выходам из них;
— исключен перечень выходов, относящихся к аварийным; действительно: а нафига он был нужен?
— исключено требование о необходимости обеспечения частей зданий различной функциональной пожарной опасности самостоятельными эвакуационными выходами. Вот за это — спасибо. Столько с этим требование геморроя было.
Из числа способов (средств) обеспечения деятельности пожарных подразделений исключены системы противодымной защиты и средства спасения людей. Также из статьи 90 исключены и другие требования, направленные на обеспечение деятельности пожарных подразделений, в том числе — к наружным пожарным лестницам, выходам на кровлю, ограждениям кровель, вертолетным площадкам — и др.
Теперь будет допускаться увеличение в сто раз по сравнению с нормативным значением уровня пожарного риска для для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи опасных производственных объектов — при условии выполнения ряда мероприятий.
Технический регламент дополнен статьей 931, устанавливающей требования пожарной безопасности к технологическому оборудованию с обращением пожароопасных, пожаровзрывоопасных и взрывоопасных технологических сред.
Вновь вводятся конкретные требования к размещению пожарных депо (а фактически — по созданию подразделений пожарной охраны) на производственных объектов. В настоящее время таких требований фактически нет (я уже об этом писал в статье «Мои фантазии на тему «Как следует определять численность объектового подразделения пожарной охраны»»). Зато теперь — будут. Причем перечень объектов, на которых размещаются подразделения пожарной охраны и пожарные депо, даже шире чем это предусмотрено Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Еще одна правовая коллизия?
Детализировано требование к каркасам подвесных потолков: теперь они должны будут не просто изготавливаться из негорючих материалов, но и окрашиваться такими покрытиями, чтобы их группа горючести была НГ или Г1.
Изменены (детализированы, либо сокращены, либо смягчены) требования к применению отделочных материалов на путях эвакуации и в зальных помещениях. В том числе ликвидированы отдельные противоречия между статьей 134 и таблицей 29 приложения к техническому регламенту.
Изменены требования к определению классов пожарной опасности строительных материалов (таблица 3 приложения).
Признана утратившей силу таблица 26 приложения к техническому регламенту, которой устанавливаются нормы комплектации многофункциональных пожарных шкафов. Вот уж, действительно — национального масштаба был вопрос.
Изменен перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности строительных материалов (таблица 27) — в части материалов для покрытия полов.
Вот, вкратце, и все.
Федеральный закон, за исключением его отдельных положений, вступит в силу со дня его официального опубликования.
Два года предусматривается для:
— оборудования систем противопожарной защиты зданий класса Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей автономными резервными источниками электроснабжения;
— вывода сигналов о срабатывании систем пожарной сигнализации в зданиях классов Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 на пульт подразделения пожарной охраны;
— обеспечения медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении персональными вибрирующими и светящимися ошейниками браслетами с обратной связью для оповещения пациентов о пожаре.
На создание подразделений пожарной охраны на промышленных предприятиях, подпадающих под установленные критерии, отводится три года.
Конечно же, настоящий обзор не претендует на абсолютную полноту и исключительную точность толкования положений Федерального закона. Поэтому буду благодарен всем читателям за комментарии, дополнения и замечания.
А если эта статья показалась Вам интересной, Вы можете поделиться с ней своими друзьями, нажав кнопки социальных сетей, расположенные ниже.