Добрый день Владимир!

Очередной вопрос. В старом регламенте было четко записано: внеплановая проверка не проводится, если после плановой проведена положительная НОР (до наступления сроков исполнения предписания). В новом про это ничего нет. Как считаете придет инспектор для проверки выполнения предписания или нет? И каковы действия юридического лица в случае прихода?

Александр

Здравствуйте, Александр!

Действительно, в пункте 47 действовавшего до 02.09.2012 г. Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением <всеми-всеми> обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2007 № 517, содержалась следующая норма:

«В случае поступления в органы ГПН заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора, выполненного аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, до истечения срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений, внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства не проводится».

В новом Административном регламенте, утвержденном приказом МЧС России от 28.06.2012 г. № 375 и вступившем в силу со 2 сентября 2012 года, такого положения нет. А значит наличие в органе ГПН заключения о независимой оценке пожарного риска никаким образом не влияет на проведение внеплановых проверок.

В связи с этим инспектор ГПН обязательно придет на объект с внеплановыми проверками по всем основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 6.1 Федерального закона  "О пожарной безопасности" (и п. 47 Административного регламента). В том числе — в связи с истечением срока исполнения организацией выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности. Он просто не может не прийти, иначе он нарушит требования Федерального законодательства и нормативного правового акта МЧС России.

Что делать юридическому лицу?

Учитывать все это при определении необходимости выполнения независимой оценки пожарного риска и времени ее проведения.

Чтобы в результате независимой оценки пожарного риска вывести объект из под государственного пожарного надзора на максимальный срок, нужно, имея на руках предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, определить год проведения следующей плановой проверки. Периодичность проведения плановых проверок, в общем случае — один раз в три года. Периодичность проверок объектов организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере — 1 раз в 2 года или 1 раз в год (в зависимости от вида деятельности).

А для того, чтобы эту плановую проверку (и, автоматически — следующие за ней внеплановые проверки по контролю за выполнением предписания) предотвратить, лучше всего проводить независимую оценку пожарного риска на объекте в год, непосредственно предшествующий тому, в котором должна быть следующая плановая проверка. А заключение о независимой оценке пожарного риска должно поступить в орган ГПН до завершения формирования ежегодного плана проверок на следующий год. Крайний срок 15 августа, но лучше оставить запас времени хотя бы две недели. Т.е., заключение о независимой оценке пожарного риска желательно направить в орган ГПН не позднее конца июля.

В этом случае, в соответствие с пунктом 31 Административного регламента, плановая проверка объекта в следующем году запланирована не будет, а будет запланирована по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения о независимой оценке пожарного риска — в общем случае, либо по истечении года или двух — для объектов, эксплуатируемыми организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности.

Соответственно, в этом интервале времени внеплановые проверки для контроля за выполнением предписания также проводиться не будут — т.к. не будет самого предписания.

P.S.: На всякий случай, чтобы ни у кого не создалось ложного впечатления, что независимая оценка пожарного риска  - это панацея от всех бед и индульгенция от ГПН, поясню. Сам факт заказа независимой оценки пожарного риска не гарантирует положительного заключения. Представьте себе, Вам за Ваши же деньги, могут (и должны, если дело обстоит именно так) сообщить, что Ваш объект не соответствует требованиям пожарной безопасности. Само-собой, в этом случае ни о каком выводе объекта из-под государственного пожарного надзора и речи быть не может.