Проект реконструкции городского Дворца культуры, построенного в 1970—1980 гг. Нужна ли разработка СТУ по пожарной безопасности в соответствии с п. 2 ст. 78 ФЗ-123, или все требования для Ф2.1 есть в СП1 – СП 10.13130, или все-таки д.б. отдельный МЧС-кий документ конкретно для зданий Ф2.1 – как раньше были СНиПы на каждый отдельный вид здания? Спасибо.

С уважением – Валентина

В соответствие с пунктом 2 статьи 78 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности специальные технические условия должны разрабатываться для зданий и сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности. Указанные специальные технические условия (СТУ) должны быть разработаны на основе требований технического регламента, отражать специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержать комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Более широкий ряд случаев, при которых необходима разработка СТУ, предусмотрен Федеральным законом 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно части 8 статьи 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений специальные технические условия разрабатываются в случаях если:
— для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил;
— недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены.

Согласно пункта 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87, специальные технические условия должны разрабатываться только в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены.
Не применение требований нормативных документов по пожарной безопасности обосновывается расчетом пожарного риска (см. пункты 26 и 41 Положения). Данный подход абсолютно соответствует условиям соответствия объектов защиты требованиями пожарной безопасности, установленным статьей 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию:
«Порядок разработки и согласования специальных технических условий устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности».

Такой порядок установлен приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 г. № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».
Согласно пункта 3 Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства:
«В зависимости от степени обеспеченности планируемого к строительству объекта действующими нормативными положениями, по решению заказчика (инвестора) СТУ могут разрабатываться трех видов:
нормы, содержащие технические требования на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации <...>, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также иных объектов, для проектирования которых недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами;
нормы, содержащие технические требования по обеспечению сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов для всех видов объектов;
нормы, содержащие технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности».

Нас, я так понимаю, интересует только последний вид специальных технических условий — на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности.

Основываясь на требованиях Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, можно сделать вывод, что разработка СТУ по пожарной безопасности необходима только в одном случае — при отсутствии нормативных требований пожарной безопасности.
Для обоснования отступлений от требований нормативных документов пожарной безопасности разработка СТУ не требуется. Для этой цели достаточно расчета пожарного риска, выполняемого в составе раздела проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности».

Тут есть один «нюансик»: в СП 1.13130.2009 (п. 1.1), СП 2.13130.2009 (п. 1.5), СП 8.13130.2009 (п. 1.3), СП 10.13130.2009 (п. 1.1) написано, что в случае отступления от требований сводов правил необходима разработка специальных технических условий.

Например:
«... если … применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты».

Как к этому относиться?

Своды правил – это нормативные технические, а не нормативные правовые документы. Они должны содержать технические требования, а не правовые нормы. Если в сводах правил «по ошибке» и содержатся правовые нормы, то они не являются обязательными — т.к. эти документы не прошли государственную регистрацию в Минюсте. Так что, я думаю, на эти «требования» можно не обращать внимание. Хотя — это не очевидно и, возможно, такую точку зрения придется доказывать. Возможно — долго и упорно.

Итак, разобрались: разработка специальных технических условий на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности необходима только в случаях отсутствия нормативных требований пожарной безопасности.

Какие же это случаи? И для каких объектов отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности?

Такие объекты прямо указаны в сводах правил — в разделах «Область применения» или «Общие положения».
К ним, в числе прочих, относятся:
объекты специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, метрополитены, горных выработок);
здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 75 м;
здания других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м;
здания с числом подземных этажей более одного;
здания, перечисленные в статье 481  Градостроительного кодекса РФ (особо опасные, технически сложные и уникальные объекты);
вокзалы  и  аэровокзалы;
пожарные депо (это самое смешное! ни разу не видел СТУ на пожарное депо);
здания складов с передвижными стеллажами;
здания складов для хранения продукции в аэрозольной упаковке;
здания складов с высотой складирования грузов более 5,5 м.

Конечно, приведенный выше перечень не полный, но самые распространенные типы объектов, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, я указал.

Ни зданий класса функциональной пожарной опасности Ф2.1 вообще, ни дворцов культуры — в частности, среди них нет. Вы сами в этом можете убедиться, прочитав первые разделы сводов правил серии 13130.2009.

Требований пожарной безопасности, установленных техническим регламентом и сводами правил, для них достаточно.

А значит, разработка специальных технических условий по пожарной безопасности для реконструкции Вашего дворца культуры не требуется. Если только высота его не превышает 50 метров.

Никакого отдельного «МЧС-кого документа конкретно для зданий Ф2.1» нет и, скорее всего, не будет.

Просто структура нормативного регулирования в области пожарной безопасности изменилась. Если раньше требования пожарной безопасности содержались в нормативных документах в области строительства и были сгруппированы по типам объектов, то теперь они выделены в отдельные нормативные документы (по пожарной безопасности) и сгруппированы по типу требований.
А требования всех прочих видов безопасностей, как и прежде, содержатся в строительных нормах и правилах и сводах правил, утверждаемых Минрегионом, и сгруппированы по типам объектов.

Вот такие вот парадоксы...