Инспектор ГПНК проверкам организаций и предпринимателей различными надзорными органами можно относиться по разному: как к необходимому элементу государственного контроля, или как к избыточному административному барьеру для ведения бизнеса, и даже как к способу коррупционного воздействия и конкурентной борьбы. Но, тем не менее, они были, есть и будут есть.
Количество, наименования и полномочия органов, которые вправе проверять и наказывать фирмы и предпринимателей, часто меняются. О функциях, правах и обязанностях надзорных органов, до момента появления на пороге организации инспектора, мало кто осведомлен. Еще меньше должностных лиц организаций и предпринимателей знают свои права и обязанности при проведении мероприятий по контролю.
Задача этой и следующих статей, публикуемых в этом разделе моего блога – помочь Вам разобраться в хитросплетениях законодательства и минимизировать последствия от визита пожарного инспектора на Ваш объект.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и «Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. № 868, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется МЧС России.

Общий порядок организации и осуществления различных видов надзора, в том числе государственного пожарного надзора, определен Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Особенности организации и проведения проверок органами федерального государственного пожарного надзора установлены статьей 6.1 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Административные процедуры, осуществляемые органами ГПН при реализации надзорных функций, регламентированы «Административным регламентом МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением <всеми-всеми> обязательных требований пожарной безопасности», утвержденным приказом МЧС России от 01.10.2007 г. № 517.
С 1 августа 2011 г. вступили в действие ряд принципиальных изменений в Федеральные законы от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ и от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, касающиеся организации государственного пожарного надзора. Но необходимые изменения в соответствующий Административный регламент МЧС России до сих пор не внесены; также нет информации об их подготовке и согласовании (по состоянию на 15.02.2012 г.). В связи с этим, в настоящее время Административный регламент МЧС России должен применяться в части, не противоречащей Федеральным законам от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ и от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ.

Основной формой осуществления контроля (надзора) является проведение проверок. Определение термина «проверка» содержится в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ; оно длинное и путанное и я не буду его здесь приводить.

Одной из особенностей проверок, проводимых органами ГПН, является предмет проверки. Если большинство надзорных органов проверяют деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то органы государственного пожарного надзора с 01.08.2011 г. должны проверять объекты защиты (помещения, здания, сооружения, наружные установки и т.п.).

Проверки бывают плановыми и внеплановыми. И те и другие проверки могут быть документарными и выездными. Органы ГПН фактически проводят исключительно выездные плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 установлена иная периодичность проведения плановых проверок органами ГПН:
— оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи — не чаще 1 раза в 2 года;
— оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи — не чаще 1 раза в 2 года;
— дошкольное и начальное общее образование — не чаще 1 раза в год;
— основное общее и среднее (полное) общее образование — не чаще 1 раза в год;
— деятельность детских лагерей на время каникул — 1 раз перед началом каникул;
— предоставление социальных услуг с обеспечением проживания — не чаще 1 раза в год.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых ежегодных планов. Ежегодные планы проведения плановых проверок подлежат согласованию с органами прокуратуры и доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальных сайтах органа ГПН и Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет».

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение:
1) трех лет со дня:
ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
окончания проведения последней плановой проверки;
2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности.
Примечание: имеются ввиду деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере. Периодичность проверки таких объектов установлена Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 и указана выше.

О проведении плановой орган ГПН обязан уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Под «не позднее чем в течение трех рабочих дней» чаще всего понимается «не позднее чем, за три рабочих дня».

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

 1) истечение срока исполнения организацией выданного органом ГПН предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
Примечание: Т.е., если до этого была проведена плановая проверка эксплуатируемого Вашей организацией объекта, и по результатам этой проверки было вручено предписание, в котором указаны сроки устранения выявленных нарушений (а именно так чаще всего и бывает), то знайте: начиная с дня, следующего за установленным сроком устранения нарушения, к Вам придет инспектор ГПН. Он позвонит Вам не менее, чем за 24 часа до начала проверки.

2) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
Примечание: Особый противопожарный режим вводится на определенной территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование). В связи с этим пока нет ответа на вопрос, какие в этом случае объекты должны проверяться. Неужели все без исключения?

3) поступление в орган государственного пожарного надзора:
сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
Примечания:
1. Это, по сути, принятие объекта под надзор. МЧС России не осуществляет надзор при градостроительной деятельности. И вот, когда вновь построенный объект прошел-таки все экспертизы и введен в эксплуатацию, придел пожарный инспектор и выявит нарушения, которые не заметил стройнадзор.
2. Такие сведения должны поступить именно от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты. Но не от третьих лиц. Уведомление органов ГПН о вводе объектов капитального строительства в эксплуатацию, а также об изменении классов функциональной пожарной безопасности зданий и помещений не предусмотрено. Вывод о наступлении такого события орган ГПН может сделать по косвенным признакам при получении декларации пожарной безопасности на объект защиты или внесении изменений в такую декларацию.

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;
Примечания:
1. В дальнейшем, для краткости, будем называть это основание «по заявлению третьих лиц».
2. Мы видим, что такое обращение или заявление может сделать кто угодно, в т.ч. непосредственно инспектор ГПН, желающий инициировать проверку (пришел за покупками в магазин, увидел там нарушение и написал заявление).
3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган ГПН, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки
4. В общем случае, для проведения внеплановой проверки по заявлению третьих лиц необходимо, чтобы в нем усматривалось «возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (статья 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ). В данном же случае, видимо, установлен иной порядок. Предполагаю, что упоминающиеся в статье 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «угрозы причинения» и «угрозы возникновения» относятся только к лесным участкам, подземным объектам, ведению горных работ, производству, транспортировке, хранению, использованию и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения. Государственный пожарный надзор на таких территориях и объектах МЧС России не осуществляется. В таком случае, достаточно, чтобы в полученном органом ГПН обращении или заявлении содержались сведения о любом нарушении требований пожарной безопасности. Одно исключение – этого нарушения не должно быть в ранее выданном предписании.
5. Строго говоря, поводом для проведения внеплановой проверки по этому основанию может послужить получение органом ГПН заключения по результатам независимой оценки пожарного риска с выводом о не соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, если в нем указано хотя бы одно нарушение, не выявленное ранее в ходе плановой проверки. В некоторых декларациях пожарной безопасности также указаны имеющиеся на объекте требования пожарной безопасности. То же самое: если указано хотя бы одно, которого нет в предписании ГПН, это может послужить поводом для проведения внеплановой проверки. Может, но не обязано. Следует сказать, что в моем родном городе Сызрани внеплановых проверок в связи с получением органом ГПН заключений по результатам независимой оценки пожарного риска и деклараций пожарной безопасности не проводилось.

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой проверки «по заявлению третьих лиц», организация или предприниматель уведомляются органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Внеплановая выездная проверка «по заявлению третьих лиц» может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры. Предварительное уведомление организации о проведении внеплановой выездной проверки «по заявлению третьих лиц» не допускается.