Я не знаю как у других консультантов вообще. Я не много знаю о проблемах моих коллег, консультантов и аудиторов в области пожарной безопасности, но!

Моя проблема заключается в том, что я хочу ощущать свою эффективность.

Эффективность – это достижение результатов:

а) желаемых, а лучше – превышающих мои скромные ожидания,

б) в короткое время,

в) с минимальными затратами времени, нервных клеток и прочих невосполнимых ресурсов.

Точнее, проблема не в том, что я хочу эту эффективность ощущать, а в том, что я ее не ощущаю.

Хочу решать инженерные задачи, а не научные. Не во вселенском масштабе, а на уровне собственной квалификации. Для меня (да и для любого инженера) инженерные задачи – те, которые имеют известное решение, алгоритм его получения, и, в большинстве случаев – заранее прогнозируемые результаты. Научные же задачи требуют получения неизвестной на момент их постановки информации. Если не проведения собственных исследований, то – изучения научных работ, проведенных другими, часто мало известных, или распространенных в слишком узких кругах. На решение таких задач тратится огромное количество времени, нервов, денег. Хочу массово решать одну и ту же задачу с одними и теми же исходными данными, технологией их обработки и результатами. Как конвейер. Только вот спроса на такую массовость нету. Кастомизация, мать ее…

Каждый раз приходится делать что-то новое. Каждый раз жизнь подкидывает сюрпризы: Владимир Валериевич, а не начал ли Ваш мозг жиром заплывать? А нате-ка Вам!

Я ленив. Но и азартен. Моя лень протестует. Моя зона комфорта не отпускает. Я посылаю их на хуй! Туда же – всю текучку. Пока задача не решена я с ней засыпаю и с ней встаю с кровати. Сон вообще становится потребностью третьего сорта. Я этого не хочу. Просто не могу по-другому!

Вот так и сегодня. Получил я заказ: расчет времени эвакуации людей в здании «Детского сада на 60 мест с начальной школой на 100 учащихся». С пометкой «СРОЧНО!!!».

Ну нельзя считать эвакуацию детей дошкольного возраста по существующим методикам! Я это знаю давно и много раз говорил про это своим заказчикам. Маленькие дети не способны адекватно реагировать на стрессовые ситуации. У них другая площадь горизонтальной проекции тела. Скорость их движения и зависимость ее от плотности людского потока не может соответствовать этим же параметром для взрослых. Наконец-то в «Методику определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» внесены изменения (не вступившие пока в действие), исключающие из области ее распространения здания детских дошкольных образовательных учреждений.

Проблемы эвакуации детей и подростков при пожарах освещены в статьях:

— «Эвакуация детей из зданий учебно-воспитательных учреждений»;

— «Проблемы эвакуации детей и подростков при пожарах».

Я читал их раньше. Этими вопросами занимаются Холщевников В.В. (МГСУ), Самошин Д.А. (АГПС МЧС России), Парфененко А.П. (АГПС МЧС России). Холщевникова В.В. и Самошина Д.А. тем, кто в теме, представлять не нужно, а тех, кто не в теме, не буду перегружать лишней информацией. Хочу лишь выразить отдельную благодарность Дмитрию Самошину за его сайт. Про Парфененко А.П. я не знаю ровным счетом ничего.

И вот, сегодня, в поисках ответа на очередной нетривиальный вопрос нашел на вышеупомянутом сайте свежую статью «Эвакуация детей в зданиях учебно-воспитательных учреждений» В.В. Холщевникова и А.П. Парфененко, опубликованную в журнале «Пожарная безопасность в строительстве» № 4-2011. Желающие могут ознакомиться с ней здесь (опять – спасибо Дмитрию Александровичу).

Прочитал. Многое стало понятно. Но осталось много вопросов.

Что делать? Решил, что проще всего будет «достать» Самошина Д.А.

Нашел телефон, «мыло». Мой респект Славе Макаревичу.

Созвонился. Дмитрий Александрович согласился помочь, предложил задать ему вопросы в письменном виде и отправить их по «электронке».

Сделано. Вот текст:

От кого: Зубков Владимир Валериевич ***@mail.ru

Кому: ***@mail.ru

Дата: 17 февраля 2012, 16:34

Тема: Вопросы по расчету эвакуации детей

 

Уважаемый Дмитрий Александрович,

прошу Вас помочь разобраться с особенностями расчета времени эвакуации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Вопрос возник в связи с необходимостью выполнить расчет эвакуации из здания Детского сада с начальной школой.

 Я прекрасно знаю, что по существующей Методике определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различного класса функциональной опасности этого сделать нельзя. Понимаю почему.

В процессе работы меня больше интересует адекватность ее результатов, чем строгое соответствие нормативным документам.

Читал Ваши статьи по расчету и нормированию процесса эвакуации. Знаком с диссертацией Холщевникова, его, Вашими, и вашими совместными статьями и книгами, а также Предтеченского, Беляева и Милинского. Так что я, в принципе, в теме.

Мне повезло. Я нашел статью В.В. Холщевникова и А.П. Парфененко «Эвакуация детей в зданиях учебно-воспитательных учреждений», опубликованную в журнале «Пожарная безопасность в строительстве» № 4-2011. В целом все понятно, но остались вопросы, которые необходимо решить для практического выполнения расчета.

Предполагаю, что Вы тоже непосредственно участвовали в этих исследованиях. К тому же удалось найти Ваши координаты, поэтому именно Вас и прошу на них ответить. Ну и, как обычно — сроки жмут.

1. Какую скорость свободного движения детей дошкольного возраста следует принимать при расчете эвакуации при пожаре?

В таблице 7 вышеупомянутой статьи приведены скорости в четырех категориях движения. Предполагаю, что нужно принимать нижнюю границу «повышенной активности» или верхнюю границу «активного». Но не уверен.

2. Правильно ли я понял, что скорость свободного движения по лестнице вверх и вниз одинаковая?

3. Следует ли учитывать коэффициент m влияния проема при повышенной плотности, или он здесь учтен другим образом (в коэффициенте aj)?

4. Какие диапазоны плотностей рассматривать?

Я пробовал просчитать изменение скорости и интенсивности при различных плотностях, там и отрицательные значения получаются...

5. Какую плотность считать предельной?

6. При какой плотности начинают образовываться скопления? Графики интенсивностей движения имеют различные максимумы...

7. График изменения интенсивности при движении по лестнице вниз вообще не имеет максимума. Это нормально?

8. Как рассчитывать интенсивность движения детей в дверном проеме при предельной плотности людского потока? Как для взрослых?

Ну и все то же самое по школьникам:

1. На рис. 10 в вышеупомянутой статье приведены формулы с расчетными коэффициентами. Эти коэффициенты следует принимать в расчетах?

2. Правильно ли я понял, что для школьников при движении по горизонтальному пути, в проемах и по лестницам вниз значения всех расчетных коэффициентов будут одинаковы?  И будут другими — только при движении по лестнице вверх?

3. Какие диапазоны плотностей рассматривать?

4. Какую плотность считать предельной?

5. При какой плотности начинают образовываться скопления?

6. Как рассчитывать интенсивность движения в дверном проеме при предельной плотности людского потока? Как для взрослых?

Может быть еще какие-нибудь публикации на эту тему были...

Оговорюсь еще, что я, хотя и читаю научные статьи и диссертации, информация мне нужна лишь для практического применения. Просто какой учебник или нормативный документ ни возьми — везде одни очепятки или преднамеренные ошибки. Пока разберешься что к чему — обязательно доберешься до какой-нибудь диссертации.

Заранее благодарен за помощь,

 

Зубков Владимир

г. Сызрань, Самарская обл.

т. +7 ***

e-mail: ***@mail.ru

Осталось только ждать.

Тем более, что заказчик, которому результат нужен срочно, исходных данных пока не предоставил. Так обычно и бывает.

P.S.: Все именно так и было. Только больше месяца назад. Статья была подготовлена для блога непосредственно в те дни, в которые происходили описанные события. Я тогда идею блога только вынашивал. А сейчас история уже закончилась, и я даже знаю чем. А сегодня — получила неожиданное продолжение. Но: обо все по-порядку. Продолжение — будет!