Ув. Владимир! В своих ответах Вы оперируете положением о том, что к зданиям постройки например пятидесятых годов инспектором ГПН должны предъявляться требования строительных норм действовавших на момент его проектирования (если не было кап. ремонта). Но никак не СНиПы вышедшие позже. Можно попросить Вас подробно, со ссылкой на соответствующие документы разъяснить это положение. Аргументированность Ваших ответов оказывает большую пользу в работе! Спасибо.

Александр

Здравствуйте, Александр!

Да я уже, по-моему все разъяснил.

Эта тема была раскрыта в ответах на вопросы:
«Применение требований пожарной безопасности к зданию детского сада 1968 года постройки» (здесь — даже больше в комментариях, чем в самом ответе),
и
«Применение требований СНиП 21-01-97* к зданию, построенному до 1 января 1998 года».

Можно просто перейти по ссылкам и прочитать.

Впрочем, можно собрать здесь все тезисы воедино и добавить пару новых.

Пожалуй я так и сделаю.

Дело в том, что требования вновь принимаемых нормативных правовых актов и нормативных документов не распространяются на ранее построенные здания и сооружения. По общему правилу закон обратной силы не имеет.

Эта норма закреплена в статье 54 Конституции РФ:

«Статья 54

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.»,

а также в статье 4 Гражданского кодекса РФ:

«Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.».

То, что теперь написано в части 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности является повторением (свободным пересказом) положений статьи 54 Конституции РФ применительно к конкретному закону. И абсолютно им не противоречит. И не вносит никаких новых нюансов и смысловых оттенков, которые некоторые пытаются увидеть.

Этот принцип соблюдался всегда.

Эволюция противопожарного нормирования в СССР выглядит следующим образом:
Временные правила и нормы промышленного строительства 1929 г.,
Единые нормы строительного проектирования 1930 г.,
ОСТ 90015-39 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий»,
НСП 102-51 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест»,
Н 102-54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест»,
СНиП II-А.5-62 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования»,
СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений»,
СНиП II-2-80 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений»,
СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы».

А еще раньше был Строительный устав Российской Империи.

Каждый СНиП начинал действие с конкретной даты и распространялся только на объекты, проектирование которых начато после вступления его в силу. Область его применения черным по-русски прямо указана в соответствующем разделе нормативного документа.

Чтобы не быть голословным, давайте проверим.

Н 102-54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест»:

«1. Настоящие нормы распространяются на проектирование и строительство вновь возводимых или реконструируемых промышленных предприятий и населенных мест, отдельных зданий и сооружений производственного и вспомогательного назначения, жилых и общественных зданий.»;

СНиП II-А.5-62 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования»:

«1.1. Настоящая глава содержит основные противопожарные требования, которые являются общими и распространяются на проектирование вновь возводимых или реконструируемых зданий и сооружений.»;

СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений»:

«1.1. Настоящая глава устанавливает основные противопожарные нормы и требования, которые являются общими и распространяются на проектирование вновь строящихся или реконструируемых зданий и сооружений.»;

СНиП II-2-80 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений»:

«1.1. Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых зданий и сооружений различного назначения.»;

СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы»:

«Настоящие нормы должны соблюдаться при разработке проектов зданий и сооружений.».

СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» вступил в силу с 1 января 1998 года и будто бы внес некоторый парадокс в эту стройную систему, распространив свое действие на эксплуатируемые объекты:

«1.1 Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее — зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.».

Но!

1. Он не является нормативным правовым актом и не может содержать обязательных для исполнения правовых норм.
2. Тем более он не может противоречить Конституции РФ.
3. А сама формулировка п. 1.1 СНиП 21-01-97, по моему мнению, связана не с тем, что по замыслу разработчиков на стадии эксплуатации зданий необходимо применять все требования СНиПа. А стем, что он содержит отдельные требования, которые должны применяться на стадии эксплуатации. Такие, как п.п. 4.3, 7.28 — по аналогии с Правилами пожарной безопасности.
4. Правила применения СНиП 21-01-97 были установлены СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», в т.ч. пунктом 8.5. И хотя в настоящее время СНиП 10-01-94 отменен, при определении правил применения СНиП 21-01-97, я думаю, правомочно руководствоваться именно п. 8.5 СНиП 10-01-94:

«8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.»

Но и это еще не все!

Официальная позиция Министерства юстиции РФ, сформулированная в письмах от 10.12.2007 № 01-5063 и от 23.10.2009 № 01-5316/09, заключается в том, что СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», не прошедший государственную регистрацию в Минюсте России, не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу. Он не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На него нельзя ссылаться при разрешении споров.

Такую же позицию занимает МЧС России, о чем территориальные органы министерства были проинформированы в письме от 2 июня 2011 г. № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП».

В связи с изложенным выше, оценку соответствия требованиям пожарной безопасности ранее построенных зданий и сооружений необходимо осуществлять путем сравнения фактических параметров объекта с проектной документацией. Также можно (или нужно) оценивать здание или сооружение по акту ввода в эксплуатацию — имевшиеся нарушения требований должны быть в нем указаны.

Если проект утерян - следует искать нормы проектирования, действовавшие в период разработки проектной документации.

Бывают случаи, когда здание построено ну очень давно, и искать нормы проектирования нет то ли желания, то ли целесообразности. Считаю, что в этом случае можно найти компромиссное решение.

Например:
здание построено в 1935 году;
проектная документация на строительство не сохранилась;
достоверная информация о ремонтах, перепланировках и изменениях функционального назначения, которые могли быть в первые несколько десятилетий эксплуатации здания, отсутствует;
Предположим также, что нет возможности (или желания) искать нормативные документы по пожарной безопасности, выпущенные ранее 1962 года. Одновременно можно с достаточной степенью уверенности утверждать (или аргументированно доказать), что позднее 1962 года капитальных ремонтов, реконструкций и изменений функционального назначения здания не проводилось. К тому же, при проведении обследования здания, не выявлено нарушений требований нормативных документов по пожарной безопасности, принятых в 1962 году. На этом можно и остановиться. И в настоящее время, а также в будущем (до проведения капитального ремонта, реконструкции или изменения функционального назначения здания), оценивать его пожарную безопасность по нормативным документам образца 1962 года.

После принятия собственником (или руководителем организации, эксплуатирующей здание) такого решения, требования пожарной безопасности именно тех нормативных документов, которые будут соблюдаться на объекте защиты, указываются в декларации пожарной безопасности.
Это право собственника. Он имеет право принять решение привести объект в соответствие хоть Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности.

В обязательном же порядке приведение параметров здания или сооружения в соответствие требованиям нормативных документов, действующих в текущий момент времени, осуществляется при его капитальных ремонтах, реконструкциях и изменениях функционального назначения.

Заявлению владельца здания о том, что не было его капитальных ремонтов, реконструкций и изменения функционального назначения оснований не доверять нет. Презумпции невиновности и добросовестности действуют.
Имевшие место быть капитальные ремонты, реконструкции и изменения функционального назначения здания можно попробовать отследить по техническому паспорту здания, регистрационным и бухгалтерским документам.

Также необходимо понимать, что необходимость выполнения капитальных ремонтов и реконструкций зданий определяется их физическим износом, стремлением к повышению уровня комфорта. Когда их выполнять «уже пора» определяет владелец здания. Необходимость изменения функционального назначения также определяется волей владельца здания. Часто связана со сменой владельцев.

В этих случаях осуществляется приведение объекта в соответствие требованиям действующих нормативных документов. Но только в той части, в которой это позволяют основные строительные конструкции здания.
Другими словами: безопасность необходима для жизни, а не жизнь нужна для безопасности.

При этом нужно понимать какие требования и каких нормативных документов имеются в виду. Если система водяного пожаротушения в здании изначально не была предусмотрена, существующие сети наружного водоснабжения населенного пункта не обеспечивают необходимый расход воды, то этого никогда и не будет. А поэтому не стоит даже пытаться требовать.

А если речь идет о системах пожарной сигнализации или СОУЭ, средний срок службы которых 10 лет, то я не вижу причин, чтобы при выходе системы из строя не проектировать новую по действующим в настоящее время нормам.

А если говорить об организации технического обслуживания огнетушителей, то я не вижу причин не применять СП 9.13130.2009 даже в здании, которое построено 200 лет назад.